Общественный штаб подвел итоги наблюдения за выборами депутатов Мосгордумы VII созыва

Общественный штаб подвел итоги наблюдения за выборами депутатов Мосгордумы VII созыва

В Московском парламентском центре прошло заседание Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами депутатов Мосгордумы VII созыва, на котором были подведены итоги работы в Единый день голосования 8 сентября. На заседании присутствовали представители Правительства Москвы, избранные депутаты Московской городской Думы, представители участвовавших в выборах политических партий, члены Электронного штаба («э-штаба») по наблюдению за электронным голосованием.

photo_2019-09-18_14-41-19.jpg

Заместитель председателя Общественной палаты города Москвы, руководитель Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами депутатов Мосгордумы VII созыва Алексей Венедиктов:

«Итоги наблюдения за выборами, прошедшими 8 сентября, следующие. В Москве ни с одного избирательного участка не был удален ни один наблюдатель, ни один сотрудник СМИ. Все протоколы участковых комиссий были подписаны всеми представителями кандидатов. Был один срыв видеонаблюдения, отключилась камера. Неисправность устранили, камера заработала. Ни один протокол не был переписан.

Движение в защиту прав избирателей «Голос» представило нам список из 37 нарушений. Большинство нарушений заключается в том, что члена комиссии или наблюдателя не пустили на участок до 7:30 утра. Разумеется, это нарушение, но нужно учитывать и его «качество».

По нашему предложению были опечатаны две урны. В одной мы через видеонаблюдение зафиксировали двойное голосование. Другая урна была скрыта от камер, и мы также попросили ее опечатать. Мосгоризбирком выполнил нашу просьбу и не засчитал результаты голосования с этих урн. Были случаи, когда председатели медлили с введением протоколов в систему ГАС «Выборы». Однако копии протоколов, полученные нами ранее, мы сами опубликовывали, деваться им было некуда.

Есть статистика по электронному голосованию, мы даем ее впервые. Средний возраст «электронного» избирателя – 37,4 года («традиционного» избирателя – 46,8 лет). 20% из них - люди пенсионного возраста, 5% – студенты. 15% прежде не голосовали ни разу, хотя по возрасту у них такая возможность была. 83% электронных избирателей – постоянные пользователи электронных услуг и сервисов. 55% проголосовавших в электронной форме заняты в коммерческом секторе, 45% – льготники и бюджетники. 2/3 электронных избирателей – семьи с детьми».

photo_2019-09-18_15-08-23.jpg

Начальник управления Департамента информационных технологий города Москвы Владислав Шишмарев:

«В ходе электронного голосования произошел сбой в системе, который не позволил пользователям проголосовать с первой попытки. Этот cбой произошел в аппаратном комплексе, он никак не связан с программным обеспечением, которое мы разработали для электронного голосования. Из строя вышла конкретная «железка», мы разбираемся с производителем, как это произошло.

Мы провели анализ, который невозможно было бы провести при традиционном голосовании. Ход голосования на электронных участках был воссоздан поминутно. Все голоса были учтены, вся статистика есть в открытом доступе».

photo_2019-09-18_16-02-54.jpg

Руководитель Электронного штаба («э-штаба») при Общественном штабе по контролю и наблюдению за выборами депутатов Мосгордумы VII созыва, председатель комиссии Общественной палаты города Москвы по технологиям «Умного города» Илья Массух:

«Эксперимент по электронному голосованию был позитивно воспринят избирателями, что подтверждает явка. Где вы видели, чтобы люди приходили на избирательные участки в 8 часов утра? А у нас в это время уже были первые электронные голоса.

Важно, что работа над созданием системы электронного голосования велась полностью открыто. Была создана специальная техническая рабочая группа, представители от Департамента информационных технологий Москвы присутствовали на всех ее заседаниях. Система совершенствовалась постоянно. От момента подписания федерального закона «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» до начала голосования она трансформировалась очень сильно.

Электронное голосование – это открытость, это возможность проголосовать с любого гаджета, это технология блокчейн, исключающая возможность манипуляции с голосами избирателей. Все сбои, которые произошли в ходе выборов, не связаны с электронным голосованием, это внешние истории. Мы предлагаем вынести систему за пределы контура Правительства Москвы. Администрирование также должно быть вне контроля разработчика. В существующем виде систему вполне можно использовать для сбора подписей или опроса москвичей».

photo_2019-09-18_17-06-02.jpg

Уполномоченный по правам человека в городе Москве Татьяна Потяева:

«Предлагаю уменьшить число подписей, которые необходимо собирать кандидатам-самовыдвиженцам для участия в выборах.

Из тех обращений которое нам поступали, — вот эти 5 тысяч подписей, которые люди должны собрать, они не могут быть безальтернативными. Альтернатива должна быть обязательно, залоговая или какая-то другая. Если речь идет о подписях, то их количество должно быть снижено».

1809-12.jpg

Заместитель руководителя Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами депутатов Мосгордумы VII созыва, председатель комиссии Общественной палаты города Москвы по безопасности, миграционной политике и межнациональным отношениям Ольга Кириллова:

«Благодаря работе Общественной палаты города Москвы и Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами депутатов Мосгордумы VII созыва удалось выявить ряд спорных моментов, которые возникают еще на этапе регистрации кандидатов. Напомню, что нами были выработаны рекомендации для Мосгоризбиркома, и в результате большое количество ошибок и недочетов, допущенных на этапе сбора подписей, трактовались в пользу кандидатов.

Мы увидели, что времени для сбора необходимого числа подписей дается недостаточно. Считаю, что в дальнейшем необходимо рассмотреть вопрос использования цифровой подписи. Это позволит ускорить процедуру проверки подписей, сделает ее более прозрачной».

photo_2019-09-18_17-55-35.jpg

Заместитель руководителя Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами депутатов Мосгордумы VII созыва, член Общественной палаты города Москвы Вадим Ковалёв:

«Наблюдение за массовыми мероприятиями, особенно в центральной части города, является, я думаю, мандатом Общественной палаты города Москвы. В интересах всех москвичей, которые ходят на эти акции и которые не ходят на них, мы должны быть там, выступая силой, которая с «холодной головой» действует в интересах всех и каждого.

Я бы попросил закрепить за Общественной палатой Москвы постоянную возможность наблюдения за массовыми мероприятиями в городе. Нужно проговорить формат такого наблюдения, разделить полномочия, уточнить коммуникации и так далее. Желательно обсудить все эти вопросы в формате отдельной рабочей группы».

Общественный штаб по контролю и наблюдению за выборами депутатов Мосгордумы VII созыва планирует обсудить с руководством правоохранительных органов вопрос о регулярном общественном наблюдении на уличных мероприятиях, проходящих в столице.

«Мы обратимся к руководству правоохранительных органов, чтобы в дальнейшем общественное наблюдение на массовых мероприятиях, в том числе протестных, стало постоянным. Также необходимо с полицией обсудить вопрос обращения с несовершеннолетними на митингах, вновь поднять вопрос защиты представителей прессы на подобных мероприятиях.

СМИ сообщали, что в ходе несогласованных акций было задержано много людей, однако никто не сообщал о том, сколько граждан было отпущено благодаря вмешательству нашего штаба. Эта цифра составляет 980 человек», - резюмировал Алексей Венедиктов.

IMG_0347.jpg

IMG_0226.jpg

IMG_0266.jpg

IMG_0470.jpg

IMG_0341.jpg